Компьютерные преступления

"Сеть": Internet на большом экране


Фильм "Сеть" вызвал не столько бурные обсуждения в кругах кинематографистов, сколько активнейшую критику со стороны компьютерной общественности. Чувствуя, что возникший резонанс требует продолжения темы, мы публикуем еще одну рецензию, на этот раз - человека, для которого Internet не пустой звук...

Анджела Беннетт (Сандра Баллок) живет в мире, где все - от заказа пиццы до получения сведений с другой стороны земного шара - может быть сделано с помощью компьютеров, соединенных в единую мировую сеть посредством телефонных линий и оптико-волоконных кабелей, через "Интернет". В мире, где компьютерный взломщик, вооруженный знанием и эффективной программой, может вторгнуться в удаленный компьютер и изменить любую информацию: расписание воздушных рейсов, медицинские и уголовные отчеты, сверхсекретные правительственные документы, даже чью-нибудь личность... Анджела, как и большинство из нас, не задумывается об этом - до тех пор, пока не обнаруживает, что ее... стерли.

Ирвин Уинклер о том, как возникла идея фильма: "Пару лет назад я прочитал рассказ о японском бизнесмене, который, собираясь наняться на работу в преуспевающую фирму, решил выяснить, что его предполагаемый работодатель может узнать о его прошлом, и нанял частного детектива, чтобы тот собрал доступную информацию о его прошлой жизни, включая знакомых и друзей. И бизнесмен узнал о себе вещи, которые, как полагал, никогда не смогут выплыть наружу.

...Когда начинаешь понимать, что вся твоя жизнь фиксируется электроникой, неизбежно возникает вопрос: как ты можешь защитить свою личную жизнь? Ведь если кто-нибудь получит доступ к твоим персональным данным (медицинская карта, банковский счет и т.д.), он сможет изменить твой личностный профиль... или уничтожить его! Так родилась идея "Сети".

Сандра Баллок (наибольшую известность ей принесла роль в фильме "Скорость"), сама увлеченный пользователь "Интернета", узнав о проекте, загорелась идеей сняться в фильме. Ее героиня - типичный представитель "компьютерного поколения", всю свою работу она делает дома, подключив компьютер к сети.
Ей свойственна определенная агорафобия - не в том смысле, что она пугается, попав в помещение, в котором полно людей, а в том, что она предпочитает в такое помещение не попадать. Она изолировала себя от реального мира, с людьми предпочитает общаться через IRC, и именно поэтому она так уязвима: когда за ней начинают охотиться, оказывается, что ей практически не на кого опереться. Анджела вынуждена открыть в себе внутренние ресурсы, позволяющие ей выйти из безвыходной, казалось бы, ситуации. Коллизия чисто американская: герой-одиночка борется за справедливость и свою жизнь.

Однако Ирвин Уинклер (его предыдущие картины - "Рокки", "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?", "Ночь и город", "Под подозрением") и продюсер Роб Коуан стремились подчеркнуть другое. История Анджелы - это рассказ о том, как человек выходит к реальному миру, к людям. В этом смысле "Сеть" - это история личностного роста. "Это фильм о той части современного общества, которая проводит часы, дни, недели, месяцы за компьютером, не вступая в реальные человеческие контакты, - говорит Уинклер. - О людях, которые общаются с другими через электронную сеть. О людях, которым модем в определенной мере заменил язык. ...Идея фильма в том, что утрата живых человеческих контактов делает нас уязвимыми.

Ведь в "Интернете", по сути, никто тебя не знает. Не знает даже твоего имени, поскольку в сети можно вполне обойтись маской и прозвищем.

...Я думаю, фильм учит нас тому, что реальные человеческие отношения гораздо важнее любой технологии".

"Сеть" начали снимать 5 января 1995 года в Сан-Франциско, на торговой выставке "MacWorld", на которую съехалось около 70 тысяч человек, желающих ознакомиться с новейшими программами для компьютеров от Apple. Многие удивлялись, замечая фирменный знак никому не известной компании Cathedral System, и тут же оказывались втянутыми в съемки финальной сцены фильма.

Учитывая, что зрительская аудитория конца двадцатого века является весьма искушенной в компьютерной тематике, авторы “Сети” столкнулись с дополнительной задачей: необходимо было создать интерфейсы и функции, которые не только бы выглядели правдоподобно, но и оказались бы достаточно современными, чтобы не устареть до выхода фильма на экраны.


Технический консультант и специалист по компьютерной графике Тодд Маркс совместно с Харольдом Мэнном из фирмы “Манн Консалтинг” написали компьютерный код к фильму. При создании многочисленных интерфейсов, фигурирующих в “Сети”, они опирались на Mac-программу Macro Media Director.

Кроме того, материал к фильму черпался непосредственно из “Интернета” — не только в смысле сюжета, но и для разработки и показа различных компьютерных элементов. “Это дало нам громадную гибкость и позволило в считанные минуты осуществлять изменения, которые требовались по ходу дела”, — говорит Маркс.

Хороший компьютерный опыт Баллок позволил команде Маркса разработать программу, посредством которой актриса могла взаимодействовать с камерой. “Она прекрасно справилась с этим, — утверждает Маркс, — и это придало жизненную убедительность тому, что она делает на экране”.

Не нужно быть Парацельсом, чтобы предсказать, что тема “Интернета”, зловредных хакеров и виртуальной реальности станет в скором времени сверхпопулярной. Интерес к киберпространству растет не по дням, а по часам, и Голливуд не пройдет мимо этой золотой жилы.

Однако “Сеть” — не просто фильм об “Интернете” и его обитателях, но и профессионально сделанный триллер. Своим вдохновителем Ирвин Уинклер называет Хичкока. “Мы тщательно изучили его стиль и технику ведения рассказа, — говорит он, — и если вы будете смотреть фильм внимательно, то сами в этом убедитесь”.


Содержание раздела